Федерация спортивного туризма Украины
Спортивный
туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о велосипедном
спортивном туристском походе
первой категории
сложности
по Харьковской,
Донецкой и Луганской областям
(р. Северский Донец,
нац. парк «Святые Горы»)
совершенном
с 28 апреля по 2 мая 2007 г.
Маршрутная
книжка № 27/07
Руководитель группы – Буз В. Н.
1. Справочные данные о спортивном
туристском походе
1.1. Организация
– спортивный туристский клуб «Одесса»
1.2. Параметры похода.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
первая |
378 |
5 |
5 |
28 апреля – 2 мая 2007 |
1.3. Район похода – Украина, Харьковская, Донецкая и Луганская области
1.4. Нитка пройденного маршрута:
Лозовая – Барвенково – Славянск
– Святогорск – Красный Лиман – Кременная – Северск – Попасная – Первомайск –
Стаханов – Алчевск
1.5. Сведения об участниках похода
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Обязанности в группе |
1 |
Руководитель |
|
2 |
Бабкин Валентин Алексеевич |
Штурман |
3 |
Ищук Василий
Владимирович |
Санинструктор |
4 |
Федоров Александр Викторович |
Завпрод |
5 |
Бондаренко Сергей Владимирович |
Фотограф |
2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода.
Река Северский Донец хорошо известна туристам-водникам. Для
велосипедного туризма этот район используется значительно меньше, разве что
для посещения Святогорской лавры, куда ведут хорошие асфальтовые дороги. В
этом походе кроме традиционного посещения Лавры нам хотелось посмотреть лесные
массивы вдоль Донца, выяснить, насколько проезжаемы на велосипеде песчаные
лесные дороги и тропы.
Цели похода:
1 – посещение краеведческого музея в пос. Лозовая, где по некоторым
данным собраны материалы о выдающемся велопутешественнике Глебе Травине.
2 – посещение православной святыни – Святогорской лавры
3 – Знакомство с лесистым районом долины реки Северский Донец. Езда по
песчаным дорогам и тропам. Оценка проезжаемости велосипедом этих дорог.
Кроме того, это первый совместный поход алчевских и одесских
велотуристов. В этом походе состоялось непосредственное знакомство участников
и обсуждение дальнейших планов.
2.2. Варианты подъезда и отъезда
В начальный пункт похода г. Лозовая можно добраться из Алчевска
прямым поездом, а из Одессы доехать поездом №390 Одесса – Луганск до
Павлограда, далее электричкой или своим ходом (65 км) до Лозовой.
Завершается поход в Алчевске. В Одессу можно уехать любым поездом
до Дебальцево, далее поездом №390 Луганск – Одесса (отправление из Дебальцево в 14:30)
2.3. Аварийные выходы с маршрута, его запасные варианты
При аварийном выходе с маршрута следует добираться
автотранспортом или своим ходом до ближайшей железнодорожной станции, откуда легко
уехать электричкой в Харьков или Донецк.
На случай срыва возможности посещения музея в Лозовой
запланирован запасной вариант с началом маршрута в г. Балаклея, затем через
Изюм в Святогорск и далее по основному маршруту.
2.4. Изменения маршрута и его причины
Маршрут пройден по
основному заявленному варианту.
2.5. Графики движения
№ п/.п |
Дата |
Участок |
Текуший километр |
Протя-жен-ность, км |
Характер дороги |
Общее расстояние за день, км |
Ходовое время |
Средняя скорость, км/час |
Метеорологические условия |
1 |
28.04 |
Лозовая – Славянск – а/д М03 |
0 |
130 |
Асфальт |
153 |
8:50 |
18,0 |
Утром
и днем ясно, к вечеру – переменная облачность. Ветер юго-западный, 3-5 м/с.
Температура утром 80С, днем 15-200С. |
2 |
а/д М03 |
130 |
10 |
Асфальт |
|||||
3 |
а/д М03 - Святогорск |
140 |
13 |
Асфальт |
|||||
4 |
29.04 |
Святогорск – поворот за с. Торское |
153 |
55 |
Асфальт |
56 |
3:10 |
17,7 |
Переменная
облачность. Ночью, утром и днем – небольшой дождь. Температура 10-150С.
Ветер северный, 3-5 м/с. |
5 |
Поворот за с. Торское - лес |
208 |
1 |
Грунтовка, песок |
|||||
6 |
30.04 |
Лесная дорога до
с. Червоная Диброва |
209 |
7,6 |
Грунтовка, песок |
48 |
3:45 |
12,8 |
Переменная
облачность, без осадков. Ветер 1-3 м/с. Температура 10 - 150С. |
7 |
с. Червоная Диброва – Кременная |
216,6 |
13 |
Асфальт |
|||||
8 |
Кременная. – лагеря |
229,6 |
11,3 |
Бетонка, асфальт, 1,5 км песок |
|||||
9 |
Лагеря – лесничество |
240,9 |
5,3 |
Песок |
|||||
10 |
Лесничество – р. Северский Донец |
246,2 |
10,8 |
Грунтовые дороги и тропы, лесное бездорожье |
|||||
11 |
1.05 |
р. Северский Донец - Северск |
257 |
8 |
Переправа через реку в с. Серебрянка, Грейдерная дорога, старый разбитый асфальт |
84 |
4:55 |
17,0 |
Ночью
ясно, утром – роса, но дебо быстро затянуло тучами. Весь день пасмурно. Во
второй половине дня дождь, иногда сильный. Температура 5-80С. К
Ветер западный, 1-3 м/с. |
12 |
Северск - Первомайск |
265 |
76 |
Асфальт |
|||||
13 |
2.05 |
Первомайск - Алчевск |
341 |
37 |
Асфальт |
37 |
2:10 |
17,1 |
Переменная
облачность, временами дождь, переходящий в снег. Температура 3-70С.
Ветер западный, 3-5 м/c. |
В с е
г о |
378 |
22:50 |
16,6 |
|
2.6. Описание прохождения маршрута
Первый
день, 28 апреля
Путь к началу маршрута был различным –
участники из Алчевска приехали поездом . Участник из Одессы приехал к 5 утра в
Павлоград поездом Одесса-Луганск и дальше ехал своим ходом в Лозовую. Но к 9
утра все собрались на центральной площади Лозовой у краеведческого музея.
Сегодня последняя суббота месяца и музей не работает.
Но во время телефонной беседы, узнав причины нашего приезда, все сотрудники
музея во главе с директором пришли с утра в музей на встречу с нами. Нам были
представлены материалы из запасников музея о Глебе Травине, а также проведена
экскурсия по залам музея. Материалы о Глебе Травине (в основном это фотокопии)
собирались здесь много лет энтузиастами из велоклуба имени Глеба Травина. После
отъезда руководителя этого клуба Алексея Потупина в Германию материалы были
переданы в местный краеведческий музей.
Но
самым ярким впечатлением от музея осталась встреча с сотрудниками музея, их
доброжелательность и любовь к родному краю.
В
11 утра мы покинули гостеприимный г. Лозовая и направились в сторону Славянска.
21
км – Близнюки. Перед селом у одного из участников обнаружилась поломка –
оторвался корд на покрышке и через небольшую дыру в покрышке камера начала
выдуваться наружу. Но это было вовремя замечено и камеру удалось спасти. На
покрышку был наложен веревочный бандаж, что позволило ехать дальше. В Близнюках
в магазине куплена новая покрышка и тут же ею заменили поврежденную.
66
– первый перекресток в пос. Барвенково. Влево – дорога на Изюм, вправо на
Славянск. Едем вправо.
В
с. Майдан сворачиваем влево и за мостом через речку въезжаем в с. Привольное.
За этим селом дорога на протяжении 6 км идет через красивый сосновый лес. Далее
8 км едем через с. Черкасское, в котором проезжаем большой мелово-известковый карьер.
За ним – Цементный завод, вокруг которого все покрыто слоем белой пыли.
117
– Славянск
118,5
– ж/д вокзал Славянска
130
– а/д Славянск – Харьков
140
– сворачиваем вправо, в Святогорск.
150
– В центре Святогорска сворачиваем
влево, в сторону ж/д станции и выехав
за город ставим лагерь а сосновом лесу.
За
день пройдено 153 км, время движения 8:50.
Второй день, 29 апреля
Ночью
прошел небольшой дождь. Утром была переменная облачность, но потом начали
наползать темные тучи и после усиления порывистого ветра прошел дождь с грозой.
Далее еще некоторое время продолжался небольшой моросящий дождь. Не дожидаясь
его окончания в 11:30 мы выехали к Лавре. Вскоре после выезда дождь
прекратился.
9.Дорога на Славянск | 10.Дождь | 11.Святогорск | 12.Вход в Лавру | 13. |
14. | 15.Вид от Артема | 16.Артем | 17. | 18.Совещание у Артема | 19.Лавра через 2 месяца |
156,0
– перекресток в центре Святогорска. К Лавре прямо, через мост.
157,1
– Лавра. Охраной Лавры и надзором за порядком занимаются казаки. Стоящие у
входа два казака разрешили пристегнуть наши велосипеды к ограде лавры и обещали
за ними присмотреть, пока мы будем осматривать лавру.
По
склону серпантином идет дорога. Во время подъема нас снова накрыл дождь.
Наверху
мы любовались прекрасными панорамами долины Донца, которые открываются от
церкви Св. Николая и от памятника Артему.
После
осмотра лавры мы двинулись в сторону г. Красный Лиман.
158,3
– вернулись к перекрестку, свернули вправо. Пройдя около 4 км через населенный
пункт, асфальтовая дорога далее идет через красивые сосновые леса.
В
Красном Лимане докупили продукты. Через 4 км после подъема в с. Торское
сворачиваем с асфальта вправо и проехав еще 1 км по песчаной дороге упираемся в
лес. Углубившись в лес на 100 м, где не ощущается пронизывающий северный ветер,
на небольшой поляне ставим лагерь.
За
день пройдено 56 км, время движения 3:10.
Третий день, 30 апреля
С
утра по песчаным дорогам через сосновые леса едем к с Червоная Диброва. Дороги
неплохо укатаны, хотя из-за небольшого слоя песка ехать тяжелее, чем по
асфальту. Лишь изредка приходится спешиваться, когда колеса вязнут в глубоком
рыхлом песке.
Сначала
едем на юг, а через 1,3 км сворачиваем на восток и едем вдоль длинного луга
среди лесов.
212,3
– поворот вправо, а затем влево, снова на восток.
216,6
– с. Червоная Диброва. Вдоль села старый сильно разбитый асфальт, за селом –
хороший асфальт. В селе пополняем запасы воды.
218,2
– конец села.
220
– влево уходит подсыпная дорога, как ее называют местные жители, «крейдовка» к
переправе на с. Серебрянка. Нам туда и нужно, но мы хотели заехать в пос.
Кременная и на Подписочное озеро, поэтому едем прямо.
По
хорошей асфальтовой дороге, идущей через красивый лес, доезжаем до пос.
Кременная.
224,1
– начало Кременной (слева).
227,6
– перекресток. Вправо указатель «Лагеря», нам туда и надо, но прежде нужно
докупить продуктов. Влево в 100 м продуктовый магазин, но его ассортимент нам
показался довольно скудным, поэтому едем ближе к центру, где и закупаем все
нужные продукты.
229,8
– вернулись к перекрестку и едем на юг по бетонке. Влево периодически уходят
ответвления к лагерям.
233,8
– влево уходит бетонка, указатель «ПЛ Фантазия». Едем туда.
234,3
– бетонка сворачивает вправо. Продолжаем ехать прямо по песчаной дороге.
234,7
– упираемся в оз. Подписочное. Привал.
После
привала возвращаемся к 233,8 и едем дальше на юг.
241
– конец асфальта. Дорога упирается в ворота пионерлагеря. Сворачиваем вправо и
едем по песчаной дороге сначала вдоль забора, а затем через сосновый лес.
20. | 21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
246,2
– Дорога выводит нас к домам лесничества. Далее сворачиваем влево и через
насыпь между двумя озерами по грунтовке едем по лиственному лесу. После насыпи
развилка, едем вправо. Дорога идет вдоль узкого озера, после которого теряется
в лесу. Возвращаемся к развилке и едем влево. Через некоторое время дорога
медленно поворачивает на восток. Сворачиваем на одну из дорог, идущих на
юго-запад. Через некоторое время эта дорога также теряется. Сворачиваем на
просеку, ведущую на юг. Проехав по этой просеке около километра упираемся в р.
Северский Донец. Противоположный берег высокий и крутой. Западнее на возвышении
видна церковь. Село наверняка там, а значит и переправу тоже нужно искать там.
Едем по дороге вдоль Донца на запад. Но
вскоре дорога стала постепенно уходить в право от Донца, на северо-запад. Влево
никаких отворотов нет.
Причины
наших блужданий стали понятны позднее. Оказывается, лесничество, где мы
свернули к Донцу, это не то лесничество, которое обозначено на карте. До
нужного нам лесничества следовало ехать еще почти два километра на запад.
Наконец
находим хорошо набитую тропу, уходящую влево. По ней выезжаем к озеру, движемся
вдоль него вправо и затем выходим к реке. На противоположном берегу – село.
Пройдя еще около полукилометра по тропе вдоль реки, находим место, где дорога
подъезжает к реке. На берегу лежит несколько бетонных плит. На противоположном
берегу – несколько лодок. По-видимому, это место переправы. На том берегу
лагерь ставить негде, поэтому решаем ночевать на этом берегу, а на следующий
день с утра пытаться переправляться.
За
день пройдено 48 км, время движения 3:45.
26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Четвертый день, 1 мая
Рано утром
(в 6 утра) одним из участников был случайно встречен местный житель, который
согласился нас переправить. Быстрые сборы и переправа на лодке. Завтрак мы
готовили уже на другом берегу реки. Далее следовал подъем по крутому склону в
село Серебрянка и грейдерная дорога в Северск.
31.Переправа |
32.Северский Донец |
33.Северск не гостеприимен |
Из
Северска взяли курс на Соледар, известный своими соляными шахтами. Дорога идет
через множество сел и поселков, места
густозаселенные, множество перекрестков и пересечений с железнодорожным
полотном. В 5-ти километрах от Соледара нас застал сильнейший ливень, переждали
на остановке. Далее, минуя Артемовск, направились в с. Покровское. На всем
протяжении от Северска до Покровского характерные для Донбасса дороги, разбитые
участки чередуются с вполне приличным асфальтом, главная дорога петляет по
бесчисленным шахтерским поселкам, пересекаясь со множеством второстепенных, но
с куда лучшим покрытием. Приходится постоянно спрашивать направление, чтобы не
свернуть куда-нибудь к шахте или карьеру. В Покровском выезжаем на Лисичанскую
трассу, по которой через 20 км и въезжаем в родную Луганскую область, стремясь поскорее
добраться до Попасной, поскольку нас нагоняет угрожающего вида туча. Успеваем
влететь в Попасную и снова пережидаем дождь. Последний десятикилометровый рывок
и мы в Первомайске, у старого друга, возле потрескивающего в печке антрацита.
За день
пройдено 84 км, ходовое время 4:55.
Пятый день, 2 мая
Поздний
выезд, но торопиться некуда, мы практически дома. Череда родных городков –
Первомайск, Теплогорск, Стаханов... Донецкий кряж дает себя знать, затяжные
подъемы чередуются с длинными спусками. Ошибка в выборе дороги и нас
забрасывает на объездную стахановскую, удлиняя наш путь домой на пять
километров и добавляя лишний подъемчик. Вот Брянка.. Последний подъем, спуск, и
на горизонте Алчевск...
За день
пройдено 37 км, ходовое время 2:10
Заключение
и выводы
1.
Заявленный маршрут успешно пройден в установленные сроки. Общая протяженность
маршрута составила 378 км, из них 343 км –
асфальт, 8 км – грейдерные дороги, 27 км – грунтовые песчаные дороги и тропы. В
соответствии с Методикой категорирования велосипедных походов, утвержденной
Президиумом ФСТУ [2], маршрут соответствует
требованиям, предъявляемым к походам первой категории сложности.
2.
Реально пройденный километраж иногда был на 10 – 20% больше чисел, указанных на
карте автомобильных дорог. Возможно, это связано с большой протяженностью
отдельных населенных пунктов.
3.
Маршрут проходит в основном по асфальтовым дорогам. Лишь на десятикилометровом
участке маршрута, проходящего по автотрассе Славянск – Харьков, наблюдалось
интенсивное движение автотранспорта. На остальных дорогах автотранспорта не
много.
4.
Местность правого и левого берега довольно сильно отличаются друг от друга.
Левый берег пологий, слегка холмистый. Грунт в основном песчаный. Много лесов,
причем, если вдали от Донца на возвышенной песчаной местности преобладают
сосновые боры, то низины вдоль реки покрыты лиственным лесом и изобилуют узкими
длинными озерами, оставшимися от старого русла Донца. Левый берег заселен
сравнительно слабо. Правый берег обычно крутой, иногда с выходами меловых скал.
Правый берег довольно плотно заселен, лесов почти нет. Правобережье в районе
Донецкого кряжа представляет собой набор затяжных подъемов и спусков.
5.
При разработке маршрута следует иметь в виду, что не все обозначенные на карте
мосты и переправы через Донец реально существуют.
6.
Песчаные лесные дороги и тропы левобережья Донца вполне проезжаемы для
велосипеда. С высокого и крутого правого берега открываются прекрасные панорамы
долины Донца. Вдоль Северского Донца можно проложить интересные маршруты
велопоходов до второй категории сложности включительно.
Список литературы
1.
Методика визначення категорій складності походів з велосипедного туризму. Затв.
Призидією ФСТУ 25.02.06. Інформаційно-методичний збірник, № 10, Київ, 2006
2.
http://www.svyatogorsk.dn.ua/ - сайт г.
Святогорск
3.
http://www.rustoys.ru/weekend/pecheri/monasteries/svyatogorsk.html?rustoys=a2a6c77b800c240f5b603acb9085c405 - Святогорский монастырь
4.
http://nashkray.kiev.ua/donb/sviatogor.htm
В.И.Немирович - Данченко. Святые Горы.
5.
http://uz.gov.ua/ -
расписание движения пассажирских поездов и электричек.