ОТЧЕТ
о
велотуристском некатигорированном походе
по
югу Винницкой области
Организация – спортивный
туристский клуб «Одесса»
Параметры похода.
Срок проведения 8 – 10 июня 2007
Продолжительность 2 ходовых дня
Протяженность активной части 177 км
из них: асфальт 101 км
грейдер 11 км
грунтовые
дороги и тропы 65 км
Общий набор высоты 1350 м
Район
похода – Украина, Винницкая область, долина р. Днестр
Нитка пройденного маршрута:
Одесса – Вапнярка (электричка)
– Колоденка – Антополь – Савчино – Игнатков – Стена – Безводное – Бабчинцы –
Гамуловка – Буша – Ямполь – Качковка – Шумы – Крыжополь – Одесса (поезд)
Участники похода
1. Буз Василий
2. Горчаков Дмитрий
3. Долбня
Оксана
4. Туман
Эдуард
5. Феколин Лев
Общая
идея похода, его необычность, новизна.
Для велотуристов Винницкая область является
редкопосещаемым районом. Вместе с тем, здесь сосредоточено множество интересных
исторических и природных объектов. Для одесских велотуристов юг Винницкой
области особо привлекателен, поскольку туда можно легко добраться электричкой
или одним из многочисленных поездов. Это позволяет совершать там походы
выходного дня и непродолжительные некатегорированные походы.
Цель
похода – за два выходных дня посетить следующие интересные места:
-
старинный парк и дворец в селе Антополь
-
осмотреть с. Стена и его окрестности
-
геологический заповедник Гайдамацкий Яр
-
древнее село Буша с многочисленными достопримечательностями
(языческий храм с наскальными рисунками, остатки замка, старое казацкое
кладбище и др.)
-
крутые каменистые склоны Днестра в районе с. Оксановка.
-
живописные ущелья рек Яланка,
Русава, Корытна, Бушанка, Мурафа, Марковка.
Кроме того,
в июне в лесах и лесопосадках много черешни, вишни, шелковицы, земляники,
ежевики, малины. Интенсивность движения автотранспорта на большинстве дорог низкая,
это хороший район для полноценного отдыха с велосипедом.
Варианты
подъезда и отъезда, аварийные выходы с маршрута.
Из Одессы к начальному пункту маршрута
– ст. Вапнярка и из любого возможного конечного пункта (Вапнярка, Крыжополь,
Рудница) в Одессу легко уехать одной из электричек (ходит три раза в сутки) или
одним из многочисленных пассажирских поездов.
Описание прохождения
маршрута
Первый день, точнее, вечер, 8 июня
В начале шестого на вокзале собралось пять участников поездки. Вообще-то
желание изъявляли 11, но когда из желающих реально едет половина, это, видимо,
нормально. Электричка Одесса-Вапнярка отправилась в 17:39. На
Малой, Поездной и Заставе дополнительно подсели пассажиры, так что выезжали из
Одессы мы в достаточно плотно заполненной стоящими пассажирами электричке. Но
они достаточно активно выходили на пригородных станциях и уже в Раздельной было
немало свободных для сидения мест. А к Вапнярке доехала лишь небольшая горстка самых стойких пассажиров,
в том числе и мы. Выгрузились, собрались, поехали. Через 2 км асфальта за селом
справа лес. Углубились в лес на 200 м и поставили лагерь.
Второй
день, 9 июня
0 км - Утром было даже немножко прохладно. Вышли в 6:30. Небольшой асфальтовый спуск и мы упираемся в
автотрассу Ямполь – Немиров. Едем на запад, в сторону Ямполя.
1,1 –
сворачиваем влево на грейдер в сторону с. Колоденка. На дороге много крупного
гравия, поэтому чаще едем по обочине, где иногда встречается хорошо утоптанная
тропка.
3,7 – в с.
Колоденка дорога упирается в церковь и сворачивает вправо.
5,0 –
сворачиваем вправо и едем вверх по грунтовке. Село вскоре закончилось. Далее по
полевой грунтовке (фото 1) следует 4-5 полукилометровых подъемов и таких же спусков с
набором высоты от 20 до 40 м каждый
1.Дорога на Антополь | 2.Дворец в Антополе | 3.Поглощение черешни | 4.Нетребовский лес | 5.На Игнатков |
10,7 –
начало с. Антополь. Дорога спускается вниз и вскоре идет вдоль каменного забора
высотой порядка 2 м (слева от дороги). За забором – старинный парк. Спустившись
вниз упираемся в ничем непримечательные ворота, которые несмотря на свою
непривлекательность являются памятником архитектуры, о чем свидетельствует
чугунная табличка. Калитка в воротах открыта, но мы не решаемся сразу все
ввалиться на территорию за забором, поскольку это территория интерната для
психически больных, о чем свидетельствует другая табличка. Глядя на каменный
забор и дорогу рядом, сразу вспоминается сцена: «Стой, псих, куда бежишь». За
забором пруд и парк. Здесь должен быть замок, в котором, как утверждают
некоторые источники (http://www.travelluxtour.com/parki_tomashpolshinu.htm),
бывал А.С.Пушкин. Но тогда здесь был не интернат для психически больных, а
имение князя Четвертинского. Самого здания дворца, собственно, не видно,
поэтому делаем маленький привал вблизи странного сооружения, которое, видимо,
когда-то было автобусной остановкой. Отправляем одного разведчика в объезд
парка вдоль забора с целью поиска дворца. С противоположной стороны тоже есть въезд
за забор. За этим въездом справа свиноферма с громко визжащими и хрюкающими
жителями, а слева скопление сельхозтехники и одноэтажное здание – видимо МТС.
Здание свеженькое и опрятное – как вчера построенное, но надпись на фронтоне
«1904» внушает уважение. Далее за деревьями видно какое-то здание. Оказалось,
это тот самый дворец и интернат в одном лице. Мне дружно замахали руками
несколько мужиков у входа в дворец. Подъехав, я познакомился с местными
психами. Очень приятные и доброжелательные ребята. Правда, их заболевание
заметно на их лицах и с первых же секунд общения. Они сидят здесь с
единственной целью – а вдруг увидят кого-то, кто приехал навестить, если не их
конкретно, то хотя бы кого-то другого. Они не вполне понимали, почему я сюда
приехал, если мне никого не нужно позвать. Лица моих собеседников были очень
естественные и искренние. Но тут появился другой мужик с нормальным каменным
лицом и вопросом, как я оказался на закрытой территории. Я что-то невнятно ему
объяснил, про дворец, про туризм. На какие-то секунды я даже пожалел, что не
оформил в турклубе какой-нибудь маршрутный лист. Бумага с печатью была бы в
этой ситуации лучшим объяснением. Но мужик не стал требовать моего немедленного
удаления, а начал что-то говорить о дворце, антиквариате и даже разрешил проехать
всей группе через парк,т.е. через «закрытую» территорию (фото 2).
13,4 – за
селом Т-образный перекресток, впереди виден лес. Возможно, в этом лесу
заблудился Пушкин во время охоты. Едем по грунтовке вправо.
16,6 –
Т-образный перекресток, едем влево, на юго-запад и через 3 км подъезжаем к селу
Савчино. Пересекаем село и сразу за ним сворачиваем вправо на северо-запад.
Грунтовка сначала идет полем, а затем вдоль посадки, в которой много черешни.
Дружно набрасываемся на эти фрукты (фото 3), не подозревая, что дальше черешня будет
чуть ли не самым часто встречаемым деревом на нашем пути.
25,2 –
слева лес, едем вдоль него.
25,6 – лес
заканчивается, Т-образный перекресток, сворачиваем влево. Через 300 м дорога
снова поворачивает влево и идет совсем не туда, куда нам нужно. Возвращаемся и
едем вправо от Т-образного перекрестка.
28,1 –
основная грунтовая дорога спускается на дно балки и уходит вправо, а мы едем
влево вдоль балки по заросшей травой грунтовке.
29,0 –
пересекаем хорошо накатанную дорогу. Далее на правом склоне балки лес. Едем
вдоль балки по дороге слева от леса. Но вскоре выясняем, что в лес мы попасть
не можем из-за глубокого оврага. Возвращаемся, объезжаем овраг и делаем привал
в лесу с костром и приемом пищи.
По едва
заметной дороге, заросшей травой и земляникой (здесь земляники мало и она
несколько зеленая) через лес едем на юго-запад. Дорога упирается в другой
овраг, примыкающий к основному и сворачивает вдоль него вправо, на
северо-запад. Справа и слева лес, а мы движемся по длинному лугу с отдельными
деревьями и кустарниками. Здесь нам дорогу перебежала косуля. Дорога переходит
в едва заметную тропу, заросшую высокой травой (фото 4, 5). Далее следует более крутой
подъем, трава на котором низкая и бесконечная поляна земляники (фото 6, 7). Вопреки
ожиданиям, ягоды земляники довольно крупные, засуха ни них мало повлияла.
Ползая по этой поляне, мы на некоторое время забываем, куда нам нужно. Хочется
остаться здесь жить. Но через некоторое время, оценивая объеденные площади,
начинаем понимать, что за неделю эту землянику мы съесть не успеем. После еще
небольшого отдыха снова движемся дальше.
6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
31,4 –
конец леса, балки, упираемся в поле пшеницы. Идем влево без тропы по кромке
поля (фото 8). Слева – лес, справа – пшеница. Через 200 м слева лес заканчивается,
упираемся в грунтовую дорогу и едем по ней вправо на подъем.
32,1 –
упираемся в лесополосу, конец подъема, сворачиваем влево, спуск (фото 9).
32,9 – в
конце подъема пересекаем лесополосу. Проехав еще около полукилометра на
юго-запад, упираемся в странную дорогу. Это брусчатка, между камнями которой
активно растет трава (фото 10). Да и чего ей не расти, если редкий транспорт ездит рядом
по хорошо укатанной грунтовке. И мы едем по этой грунтовке на северо-запад.
35 –
упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее влево.
39,8 –
перекресток в селе Игнатков. Согласно указателю вправо через 7 км село Стена,
куда мы и направляемся. От перекрестка на юго-запад менее 100 м колодец у дома
лесника (фото 11), в котором пополняем запасы воды.
40,4 –
конец с. Игнатков. Далее дорога по липовой аллее идет к долине р. Русава (фото 12).
Автотранспорта практически нет.
11.Колодец | 12.Дорога к Стене | 13.Внизу - р. Русава | 14. |
49,2 –
здесь асфальтовая дорога меняет свое направление с северо-западного на
юго-западное. Сразу за поворотом справа открывается красивая панорама долины р.
Русава (фото 13). Далее после карьера на противоположном склоне виднеется церковь. Нам
следовало бы подъехать здесь к краю оврага и посмотреть гору, на которой стоит
церковь. Ведь именно это та самая замковая гора, где когда-то стоял замок и на
склоне которой по некоторым сведениям находится стена, в честь которой и
названо село. Но мы увлеклись быстрой ездой и промчались дальше.
45 –
табличка с пустующей металлической рамой (которую мы заполнили (см. фото 14)),
информирующая о том, что начинается село Стена. Но самого села не видно – оно
полностью в овраге.
Внизу село
Стена не похожа на село равнинной Украины. Крутые склоны с выходом камней,
узкая улочка с каменными заборами, весело журчащая речка создают иллюзию
горного кишлака. Дорога, зажатая с двух сторон каменными заборами, становилась
все уже и менее накатанной. Казалось, что вот-вот мы окажемся в чьем-то дворе,
последнем на этой дороге. Проехав некоторое расстояние вдоль села и реки мы не
обнаружили никакой стены. Возможно, под стеной подразумевался крутой
противоположный склон замковой горы, покрытый травой и отдельными камнями. Мы
повернули назад. Беседы с местными жителями тоже ничего не прояснили. Они
ничего не знают о скале. Есть там какая-то, за селом в районе карьера. Но мы не
стали возвращаться и тратить время на поиски скалы и осмотр замковой горы. Это
будет в какой-нибудь другой раз.
Перейдя по
мостику речку (фото 15), мы стали двигаться через село вниз по реке, медленно поднимаясь
по склону.
49,1 –
разветвление дороги. Несколько накатанных ответвлений вели в чьи-то дворы, а
одна узкая тропка была не очень натоптана и поднималась круто вверх. Именно по
ней нам и следовало идти, как сообщили нам местные жители. На вопрос, как
проехать в село Безводное следовал длинный монолог, состоящий из двух слов
«вправо» и «влево», изредка разбавляемый словами «через
лес» или «вдоль сада». По этой легенде мы уверенно двигались первые метров 200, дальше
возникли сомнения.
49,6 –
доехав до хорошо накатанной дороги завершили подъем, пересекли эту дорогу и
начали спускаться в лес. Далее следовал
крутой подъем через сосновый лес, в начале которого была табличка, информирующая,
что это за лес (фото 16). Первым словом таблички было «ВОКСЛПВiноблагролiс». Все, кто пытался прочесть эту табличку, внятно
произносили только одно слово: “вино”.
50,6 – конец подъема и конец
леса. Сворачиваем влево и едем вдоль леса. Затем сворачиваем вправо. На вершине
холма встречаем мужика, работающего со скошенной травой. На вопрос, как лучше
проехать в Безводное, он повторяет нам длинный рассказ про «вправо» и
«влево». Спускаемся с холма по грунтовке на юго-запад и упираемся в лес.
Интуитивно чувствуем, что здесь нужно не вправо или влево, а прямо через лес,
но туда почему-то нет дороги. Есть туда лишь тупиковая дорога к нескольким
домикам на краю леса, огромной пасеке и всяким сельскохозяйственным атрибутам.
Это, скорее всего, лесничество. На карте оно обозначено, как «сар.». Людей мы
там не обнаружили. Попытка объехать его по другой дороге завершилась тем, что
мы приехали к нему с другой стороны. И вот здесь мы случайно встретили, видимо,
сторожа. Он сказал, что не берется нам советовать, как проехать через лес на
Безводное, но неподалеку есть люди, которые это должны знать. К ним мы все и
направились вдоль леса. Дальше отдыхавшие в тени три мужика (видимо, лесники)
долго спорили между собой, как нас послать. Из этого спора стало понятно, что
дорога, обозначенная на карте и на которую мы рассчитывали, безнадежно заросла.
Дорога «вправо-влево», о которой нам раньше рассказывали в селе, это дорога в
объезд леса. А через лес есть дороги, но мы можем там заблудиться и там много
крапивы. Но все-таки мужики решились направить нас короткой дорогой через лес,
за что мы им очень благодарны. Это был один из наиболее приятных участков
маршрута. Чуть более километра был не очень крутой подъем, а затем
двухкилометровый спуск. Большая часть дороги была прямой и относительно неплохо
укатанной (фото 17), хотя на ней было немало коряг, ям и т.п. Последние пол километра (фото 18)
местами заросли травой (главным образом, крапива), встречается много небольших
пней. Последний участок – глубокая колея в лесной дороге. По колее ехать не
удается – цепляют педали, а вот между колеями – вполне, но нужно следить, чтобы
из-за какого-нибудь сучка не улететь в колею. Весь этот участок был на
небольшом спуске, пройден легко и практически полностью в седле. Когда дорога
стала совсем плохой, она совершенно неожиданно уперлась в хорошую грейдерную
дорогу. Едем вправо на подъем по этой грейдерной лесной дороге и через полтора
километра выезжаем к границе леса. При езде по лесу магнит на колесе
развернулся и некоторое время велокомпьютер не работал. По этой причине дальше
идут несколько заниженные цифры километража.
15. | 16. | 17. | 18. | 19. |
56,6 –
граница леса. Подъем продолжается.
57,7 –
перекресток перед селом Безводное, верхний перелом дороги. Едем прямо (село
остается слева).
После
спуска и подъема въезжаем в лес.
63, 4 –
пересекаем грейдерную дорогу. Дальше идет грунтовка. Через 400 м за
перекрестком справа – несколько домов (видимо, лесничество). Далее – спуск
через лес. В конце спуска обочина дороги изрядно изрыта кабанами.
65,5 –
после завершения леса проезжаем по дамбе мимо небольшого пруда (справа). Далее
следует подъем и спуск по грунтовке.
66,7 –
перекресток грунтовых дорог. Прямо вниз идет дорога в село Бабчинцы. Нам в это
село заехать нужно, поскольку дело к вечеру и нужно докупить продуктов. Но село
очень длинное и проезжать все село вдоль не очень хочется. Сворачиваем влево с
целью проехать часть пути поверху вдоль села. Но мы так фактически сделали
большую петлю и объехали овраг.
68,5 –
пересекаем насыпь, по которой когда-то проходила узкоколейная железная дорога.
Сейчас там только кое-где видны шпалы. Далее небольшой подъем и длинный спуск в
село. По мосту пересекаем речку и сворачиваем влево. Едем по проселочной дороге
через село. Справа проезжаем ларек, где докупаем продукты.
73,7 –
выезжаем на асфальт. Справа церковь, за ней – памятник. Сначала дорожный
асфальт очень не ровный, много крупного гравия, но затем его качество
постепенно улучшается.
75,9 –
развилка: вправо – Могилев-Подольский, влево – Ямполь. Едем влево.
Спуск,
переезжаем речку, подъем.
В конце
подъема, глядя на карту, выясняем, что нам нужно ехать не совсем по этой
дороге. Наша дорога вдоль лесополосы уходит на юго-запад левее.
79 – У
небольшого пруда сворачиваем с асфальта вправо и по грунтовке, идущей по краю
села, через 800 м выезжаем к нужной нам лесополосе. Вдоль нее идет хорошо
накатанная грунтовка (фото 19).
83 –
сворачиваем вправо и, сначала через поле, а затем вдоль лесополосы едем к селу
Гамуловка.
84,7 –
упираемся в лесополосу и едем вдоль нее влево, а через 300 м сворачиваем вправо
и едем по крутому каменистому спуску. Въезжаем в село. Точнее, в то место, где
раньше оно было. Местами остались полуразрушенные избы, а местами и изб уже
нет. Но несколько изб еще жилые. Одиноко стоит ржавый почтопый ящик - немое свидетельство того, что и здесь когда-то
бурлила жизнь (фото 20)
20. | 21. | 22. | 23. | 24. | 25. |
85,9 –
перекресток. Сворачиваем влево и едем
через заросли вниз (фото 21, 22). Справа остатки заброшенных изб (одна или две - жилые). Еще
через пол километра выезжаем к большой поляне возле известнякового обрыва (фото 23).
Дальше дороги нет. Вдоль реки едва угадывается тропа, идущая через лес и
заросли высокотравья (главным образом, крапива и лопух) (фото 24 - 27). Здесь нас поразила
Оксана, уверенно продолжавшая движение в шортах через заросли крапивы. Она лишь
сообщила нам, что когда сильно устанешь, то крапива, вроде бы, не очень то и
жалится. По обоим склонам реки стали все чаще встречаться огромные валуны (фото 28 - 30). Здесь ставим лагерь (фото 31). Это
уже Гайдамацкий Яр.
87,7 –
лагерь.
Итоги дня: Всего пройдено
87,7 км, из них 18,8 – асфальт, 7,4 – грейдер, 61,5 – грунтовки и тропы. Общий
набор высоты 820 м, время движения 6:50, средняя скорость 12,8 км/час.
26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
Третий
день, 10 июня
Рано утром
снова сработал будильник из нескольких десятков птиц, которые истерически пели
над нашими головами. Но при всем своем старании птицы не могут заглушить шум
реки, весело бегущей по камням. Огромные каменные глыбы утром смотрелись даже
более впечатляюще, чем вечером (фото 31). Слабо верится, что мы находимся в равнинной
Украине.
Завтрак из
двух блюд – вчерашняя гречневая каша с тушенкой и сегодняшняя рисовая каша со
сгущенкой.
Выход в
8:15. Узкая тропка вьется вдоль речки среди деревьев мимо известняковых
валунов (фото 32-36).
31. | 32. | 33. | 34. | 35. |
0,7 км –
добрались до большой утоптанной посетителями поляны. На ней установлены два
больших деревянных стола с лавками. Это, видимо, для организованных
экскурсантов. Но ни одного из них мы так и не встретили. Рядом деревянный
мостик через речку, возле него у реки – родник с холодной и очень вкусной
водой. На противоположном берегу тоже нагромождение огромных валунов и среди
них – вход в пещеру. Предание гласит, что, якобы, когда-то эта пещера выводила
в соседнее ущелье и по ней гайдамаки уходили от преследователей.
Осмотрев
каменные глыбы самых удивительных форм и посидев некоторое время на поляне у
журчащей реки, едем дальше.
36. | 37. | 38. | 39. | 40. |
0,8 –
поднялись по тропе к дороге, по которой едем на юг.
1,4 –
закончился лес, началось село Буша
4,9 –
переехали по мосту р. Бушанка и подъехали к месту слияния рек Бушвнка и Мурафа,
где когда-то стоял замок, от которого осталась лишь одна башня. Башню оставляем
«на потом», а сначала едем на север по дороге, восточнее башни. За пекарней,
которая, как гласит табличка, построена в честь 50-ти летия Великого Октября,
идет аллея, слева от которой на склоне
перед каменным львом наша цель – скальный храм-святилище древних славян.
Сейчас его обнесли стеной и накрыли крышей, чтобы защитить от природного,
человеческого и нечеловеческого воздействия. И это, наверно, правильно.
Деревянная дверь в храм была заперта, но, проявив некоторую смекалку, внутрь
попасть можно. Внутри мы осмотрели рисунки на камнях (фото 38-39) и выслушали рассказ Димы о
всяких легендах, связанных с этим храмом (кое-что можно прочитать в приведенном
списке литературы). Даже прикладывали руки к отметине, где должно ощущаться
тепло (фото 40) – ничего не почувствовали.
5,8 –
Вернулись к замку и башне.
Мы
несколько лет наблюдаем за замком в с. Буша, совершая через него велопоходы.
Перемены за последние 2-3 года впечатляют. Ниже приведены для сравнения две фотографии,
датированные мартом 2005 (фото 42) и июнем 2007 (фото 41). Сейчас в уцелевшей замковой башне
произведен «евроремонт» - башня снаружи оштукатурена и покрашена, с крыши
удалена старая глиняная черепица, вместо нее установлено покрытие из
современной металлочерепицы. Фактически произведена не реставрация, а
реконструкция. Чтобы как-то “косить” под старину в штукатурке сделано несколько
пятен с якобы отвалившейся штукатуркой, в которых проглядывает каменная
стена.Теперь от этой башни практически не веет славянской историей, а больше
веет «новыми украинцами» и пародией на европейскую культуру. Два года назад
меня очень впечатлили металлопластиковые окна в стене Хотинской крепости. Ну
вот, Европа добралась и до Бушанского замка.
41. | 42. | 43. | 44. | 45. | 46. |
Сейчас
башня - это помещение православной церкви, в которой при нас шла служба. В
башне очень тесно и неудобно. Но место церковью занято и логично предположить,
что через пару лет на месте замка вырастет здание храма, а башня станет лишь
второстепенной пристройкой к нему. Может это и правильно, но мне почему-то
больше нравилась ситуация с заповедником, где все замерло и не ведутся никакие
реконструкции.
Удивительно,
но реконструкция коснулась не только самой башни, но и даже входных
стилизованных ворот, построенных лишь несколько лет назад (фото 43 - май 2006, фото 44 - июнь 2007). Примечательно, что в
ходе реконструкции с входных ворот исчезла большая каменная табличка с надписью
”Державний історико-культурний заповідник” (в центре фото 44), которым
территория замка в Буше является с 2001 года и стоит в одном ряду с Софией
Киевской и Киево-Печерской лаврой.
Из
сказанного следует одно - чтобы увидеть оставшиеся достопримечательности
древней Буши в первозданном виде нужно очень спешить.
Рядом с
башней несколько могил защитников Буши, в том числе и главной героини – Марьяны
Зависной (фото 45). Неподалеку от башни группа молодых ребят вела раскопки и складывала в
кучку всевозможные черепки. Вокруг башни находится сад скульптур, где собраны
творения каменотесов (фото 46). Осмотрев все это мы двинулись дальше.
6,3 –
переезжаем по мосту р. Мурафа. Дальше следует подъем, крутизна которого по ходу
движения возрастает.
8,2 –
конец подъема. Дальше прямая асфальтовая дорога на юго-запад между двумя рядами
больших деревьев. Автотранспорта нет.
10,9 –
упираемся в автодорогу Могилев-Подольский – Ямполь и сворачиваем на нее влево.
Вскоре после поворота справа от дороги начинается лес. Вдоль него мы
планировали выехать к Днестру, но сейчас решили туда не ехать, поскольку
немного отставали от запланированного графика движения. К реке решили выйти
перед селом Оксановка, где дорога проходит непосредственно вблизи речного
обрыва. Но, как оказалось, там все заросло деревьями и река практически не
видна. Так мы по дороге и спустились вниз к Ямполю, не увидав крутых склонов
Днестра.
26,5 –
начало г. Ямполь. 12 часов дня. До электрички Вапнярка – Одесса 58 км и 4 часа
в запасе. Мы вполне успеваем, даже не торопясь. Но жарко. Хочется это самое
жаркое время пересидеть где-нибудь в тени. Еще раз обсудив вопрос отъезда
выясняем, что никто не стремится сегодня вечером быть в Одессе, всех вполне
устроит завтра утром. Закупаем продукты на местном рынке и не торопясь, с
привалами в тени могучих лип, едем в сторону Крыжополя.
54,8 –
после двух протяженных спусков и подъемов в селах Качковка и Шумы выехали к
перекрестку у села Ольшанка. 27 км от Ямполя были достаточно трудными. Здесь
дорога – это гравий, залитый гудроном, который плавится на солнце так, что
прилипает к покрышкам, а также издает пронзительный и неприятный запах. В
лесопосадке делаем перекус и длительный привал.
85,5 – в
половине девятого мы в Крыжополе.
В 23:30 поездом Христиновка – Одесса выезжаем в Одессу и в 4:34 – на
одесском вокзале.
Итоги дня: Всего пройдено 85,5 км, из них 80,5 –
асфальт, 3,5 – грейдер, 1,5 –
грунтовых дорог и троп. Общий набор высоты 530 м, время движения 5:10, средняя
скорость 16,5 км/час.
Заключение и выводы
1. Задуманный маршрут с незначительными изменениями пройден
успешно.
2. Юг Винницкой области очень интересный и легкодоступный район для
одесских велотуристов.
3. При разработке маршрутов вдоль Днестра следует помнить о сушественной
пересеченности местности и возможном значительном наборе высоты.
4. В прйденном маршруте целесообразно сделать следующие изменения:
-
из с. Безводное лучше ехать в с
Гамуловка без заезда в с. Бабчинцы. Для этого следует пересечь по диагонали лес
западнее с. Безводное.
-
следует более внимательно
осмотреть замковую гору и окрестности с. Стена
-
целесообразно посетить склоны р.
Днестр севернее с. Оксановка.
-
Автодорога Ольшанка – Крыжополь сравнительно
проста, но не интересна для прохождения. Следует рассмотреть вариант завершения
похода по маршруту Ольшанка – Файгород – Песчанка – Попелюхи.
5. Для прохождения Гайдамацкого Яра лучшее время – весна, когда, с одной стороны,
листва на деревьях еще не распустилась и хорошо просматриваются склоны ущелья, с
другой стороны, трава еще не выросла и не создает помех при передвижении.
6. Спасибо всем участникам за интересный поход.
Список литературы
1.
http://www.vokrugsveta.com/S4/proshloe/busha.htm
2. http://www.library.vinnitsa.com/podolia/ukr/Z_Busha.htm
3. http://www.travelluxtour.com/busha.htm
- Буша
4. http://nadivane.kiev.ua/busha/busha.htm - Буша
5. http://www.castles.com.ua/busha.html
- Буша
6. http://nadivane.kiev.ua/busha/yar.htm - Гайдамацкий Яр
7. http://www.travelluxtour.com/parki_tomashpolshinu.htm
Антопольский и Комаргородский парки
8. http://www.pk.kiev.ua/travels/2006/06/10/100004.html - Тульчин
и Печера
9. http://www.castles.com.ua/pechera.html
- Печера
10. http://shatuni.narod.ru/vin.htm - осенний велопоход по Винницкой области
11. http://shatuni.narod.ru/05/24_03_05.htm
- весенний велопоход по Винницкой области
12. http://shatuni.narod.ru/0506/podol
- велопоход по Подолью
11. http://nashkray.kiev.ua/vinn.htm#7
- Винницкая область
12. http://tychyna.kiev.ua/sights/podolie.html
- Подолье
13. http://nashkray.kiev.ua/zapovednik/zvin.htm#1.1 -
заповедные объекты Винницкой области
14. http://expo.vin.com.ua/uk/main/outstanding_places - Визначні місця Вінниччини
15. http://umoloda.kiev.ua/number/33/163/379/
- Буша
17. http://vin.com.ua/ourland/geology/indexru.htm
- Из геологии Винницкой области
18. http://tovtry.km.ua/en/history/secinski/allbook.html - Археологическая
карта Подольской губернии